МЕНЮ

Греческая трагедия еще не достигла своей кульминации.

Греческая трагедия еще не достигла своей кульминации.
1925| 0

Классическая греческая трагедия в  трех актах.

В первом акте происходит завязка сюжета, и только во втором акте сюжетная линия должна достигнуть кульминации.

Для Греции решение частных кредиторов «добровольно» списать долги страны, которое было принято не так давно, является по своей сути «концом первого акта». Но настоящая кульминация греческой трагедии еще впереди. Об этом пишет Луиджи Зингалес, знаменитый экономист США, профессор Чикагской школы бизнеса, на сайте Project Syndicated.

На первый взгляд может показаться, что «добровольное» урегулирование отношения с кредитором является огромным успехом. Объем иностранного долга Греции уменьшился более чем на 100 миллиардов евро или на 130 миллиардов американских долларов. Кроме того, европейские партнеры предоставили Греции новый кредит в размере 130 миллиардов евро. В результате Афины смогли продолжить выплачивать заработную плату госслужащим и избежать коллапса банков.

Но даже несмотря на такие триумфальные результаты, греческая реальность оказалась несколько сложнее. После урегулирования иностранных долгов коэффициент  греческой задолженности составляет 120% от прошлогоднего валового продукта. Если учесть ожидаемый спад экономики на 7% в нынешнем году, а также сохраняющийся дефицит, то коэффициент долговой нагрузки Греции может даже превысить уровень в 130% до планируемой стабилизации в 120% в 2020 году.

Но даже и такой уровень не является гарантированным по причине того, что население проблемной страны на протяжении ближайших трех десятков лет будет сокращаться ежегодно на 0,5%. Греции будет слишком сложно обслуживать все имеющиеся долговые обязательства. Представим себе, что Афины смогут занимать финансовые средства под 3% (отметим, что сейчас ставка превышает уровень в 17%). Но даже в таком случае Греция должна иметь положительное сальдо бюджета на уровне не ниже 2,6% от валового продукта в течение следующих тридцати лет, чтобы не повышать долговую нагрузку. Чтобы оценить всю невозможность этого сценария достаточно вспомнить, что на протяжении последних двадцати пяти лет Афины имели средний бюджетный дефицит на уровне в 2%.

В такой критической ситуации возникает вполне закономерный вопрос: почему тогда МВФ и ЕС так рады подписанному соглашению? И ответ на этот вопрос достаточно прост. Их главной задачей является минимизация негативных последствий на международную финансовую систему, к которым может привести возможный греческий дефолт. По всей видимости, Греция вовсе не является их приоритетом.

МВФ и ЕС, получив положительную оценку своих действий со стороны финансовых рынков, однозначно, смогли достигнуть своих целей. Благодаря подписанному соглашению большинство частных кредиторов смогли избежать негативных последствий бездумного кредитования Афин. В результате около половину всего греческого долга благополучно перекочевала в госструктуры из частного сектора.

Однако группа кредиторов, в первую очередь это касается банков, которым МВФ и Евросоюз так желали помочь, смогли только частично снизить риски. С мая 2011 года до сентября 2001 года размер суверенного долга Греции, который держали французские банки, уменьшился на 39% или на 4,6 миллиардов евро, у немецких финансовых организация он снизился на 31% или на 2,9 миллиардов евро, а у банков Италии упал на 30% или на 530 миллионов евро. В большей части это представляет собой снижение рыночной стоимости обязательств.

В том случае, если бы Афины объявили дефолт еще в 2010 году и провели тогда мартовское урегулирование обязательств с частными кредиторами, тогда Греция смогла бы снизить коэффициент задолженности до 80% в ВВП, что считается управляемым долгом. Вполне возможно, что этот шаг был бы достаточно тяжелым, однако он помог бы Греции избежать роста безработицы до 22% с учетом катастрофического уровня в 48% безработных среди молодежи и сокращения экономики страны на 7%.

Кроме того, дефолт дал бы возможность Греции совершить определенный маневр. Согласно условиям нынешнего плана, возможность для маневров полностью отсутствует. Если экономическая ситуация в Греции не сможет быстро и кардинально измениться, тогда ей снова понадобится помощь, но совсем не ясно, откуда теперь ее можно ждать. Большая часть долга сейчас находится у госсектора Евросоюза, которые не позволяет осуществления каких-либо урезаний.

Иначе говоря, Афины полностью использовали свою возможность разделения долга с частным сектором. В следующий раз по своим счетам придется платить европейским налогоплательщикам. Судя по всему, второй акт греческой трагедии сулит встречу греков и разочарованных и разозленных граждан Европы.


Материалы по теме

Обсуждение и отзывы (0)