В этом году, как полагают аналитики из "Париба Инвестмент Партнерс", ажиотаж вокруг золота не утихнет. Увеличение массы резерва золота развивающихся стран, увеличение балансов центробанков мира, политика нулевых ставок ФРС, спрос со стороны инвесторы – все это поддержит высокую стоимость золота. Как говорят эксперты, не существует такой вершины, куда не сможет взобраться осел, нагруженный золотом.
Прошлый год оказался для золота очень удачным. Спрос на него достиг очередного максимума за последнее десятилетие и, согласно подсчетам Всемирного совета по золоту, составил в общей сложности 4 067 тонн, что превышает спрос в 2010 году на 0,4%. Если оценивать в денежном выражении, то спрос на металл превысил сумму в $205 миллиардов. Как полагают эксперты, основу совокупного спроса составил инвестиционный спрос, а также спрос со стороны высокотехнологичной и ювелирной отраслей. Такая тенденция не могла не оказать влияния на стоимость золота. По итогам прошлого года золото продемонстрировало рост на 28% по отношению к средней стоимости 2010 года. В 2010 году рост составил 26%. В прошлом году средняя стоимость золота достигла показателя в $1571 за унцию.
Доля КНР в мировом потреблении металлов, в том числе золота, продолжает увеличиваться. В 2011 году в этой стране потребительский спрос достиг показателя в 770 тонн, что составило около 22-х процентов мирового потребительского спроса.
В свою очередь золотодобывающие компании отреагировали на повышение популярности желтого металла значительным ростом добычи, которая в 2011 году побила все рекорды и достигла исторического максимума, достигнув показателя в 2 809 тонн. По отношению к 2010 году прирост составил 3,7%.
В 2010 году Центробанки мира впервые после десятилетий нетто-продаж стали нетто-покупателями золота. В прошлом году объем чистых покупок желтого металла со стороны центральных банков составил 440 тонн и тем самым достиг рекордного значение.
1. Увеличение балансов центробанков мира.
Для стимулирования экономического роста, центробанки крупнейших экономик мира продолжают запасать в своей экономике избыточную ликвидность. К примеру, с момента начала кризиса ФРС и Банк Англии увеличили свои балансы более чем в три раза и продолжают их наращивать дальше.
2. Инвестиционный спрос.
В условиях обесценивания основных валют вполне можно ожидать от инвесторов желания защитить свой капитал путем приобретения золота и его эквивалентов.
3. Спрос со стороны ЦБ мира.
Со стороны центробанков развивающихся стран существует огромный потенциал спроса на желтый металл как на часть золотовалютного резерва. За два последних года желание развивающихся стран увеличить долю золота в составе золотовалютного резерва только подтвердилось.
4. Политика нулевых ставок ФРС.
ФРС в первом месяце текущего года сообщила о своем намерении удержать ставку на низком уровне до конца 2014 года, что окажет рынку золота существенную поддержку.
Пока многие центробанки продолжают держать свои активы в американских долларах, так как именно доллар остается основной резервной валютой в мире, хотя постепенно и теряет свой статус. Сейчас центральные банки пытаются решить, смогут ли традиционные инвестиционные инструменты с низкой доходностью кардинально изменить подход к инвестициям.
Интерес к юаню
Достаточно низкая доходность традиционных инструментов уже начала оказывать влияние на выбор центробанками резервной валюты. Многие из них приняли решение вкладывать в китайский юань. Было вполне ожидаемо, что многие банки Азии примут решение вкладывать средства в юань в том числе по причинам, которые тесно связаны с торговлей. Но вот такое же решение со стороны Африканских банков оказалось полной неожиданностью. Лучше всего проследить роль юаня можно, пожалуй, на примере Центробанка Нигерии. Председатель ЦБ Нигерии удивил участников рынка еще прошлым летом, когда объявил о своем намерении перевести десятую часть резервов банка, то есть около $2,5 миллиардов, в китайские юани. Для такого решения обоснованием стали финансовые и торговые причины. Важно отметить, что ЦБ отдали предпочтение валюте, которая на настоящее время не соответствует в полной мере всем требованиям, которые обычно предъявляются к резервной валюте, в частности принцип господства права, полная конвертируемость, ликвидный и емкий рынок облигаций. Выбиралась валюта в ожидании, что требованию будут выполнены. Конечно же, такое опережение событий является нетипичным для центробанков.
Увеличение интереса к инвестированию в локальные инструменты развивающихся рынков
Хоть интерес к китайскому юаню и характерен для рынков развивающихся стран, но его следует воспринимать независимо от спроса на наиболее распространенные инвестиционные инструменты рынков со стороны местных центробанков в последние месяцы. Тенденция «с локального на локальный» получила наибольшее распространение в Азии, но в настоящее время ее популярность увеличивает также и в Африке, где растет спрос местных центробанков на африканские инвестиционные инструменты. Кроме того, спрос на вложение африканских средств в местные активы превышает вес стран Африки в традиционных индексах. Даже не смотря на существование ограничений для такого рода инвестиций, к ним возникает интерес, и ожидается, что практическое и политическое руководство данным процессом обеспечит Африканский банк развития.
Рост классов активов для вложений центробанков
С прошлого лета, как агентством S&P был понижен рейтинг США, началась дискуссия между центральными банками на тему того, что именно следует считать безрисковыми активами. Существующая в настоящее время инвестиционная среда может способствовать дальнейшему расширению классов активов для вложения средств центробанков. Поскольку даже сама идея о возможности существования безрискового актива становится несостоятельной, то другие инвестиционные подходы могут получить значительный импульс к развитию. Ряд центробанков может большее внимание обратить на новые классы активов, имеющих фиксированную доходность, к примеру, это могут быть ценные бумаги, обеспеченные закладными, австралийские облигации, облигации развивающихся рынков, может быть, акции. Недавно прошла конференция для центральных банков, организованная журналом Institutional Investor, на которой было проведено исследование склонности к риску центральных банков и других финансов институтов в течение года. 37% опрошенных ответили, что планируют увеличить долю рисковых инвестиций. 45% не планируют изменений, а 18% заявили, что хотят сократить рисковые позиции. Когда группу оптимистично настроенных спросили, какие инструменты они хотят использовать для реализации своей готовности к риску, среди опрошенных 22% отметили долговые обязательства рынков развивающихся стран, 21% - неликвидные инструменты, 21% - акции развивающихся рынков. На вопрос о том, какие именно позиции можно сократить для реализации этих планов, 44% назвали суверенные долговые обязательства.
Старая стратегия больше не работает
Еще одним актуальным вопросом является изменение «естественного» инвестиционного пространства центробанков. Старая схема слепого вложения средств в краткосрочные казначейские векселя становится все менее эффективной, что способствует формированию и улучшению структуры управления резервами. Иными словами, увеличивается необходимость описывать доходность и риски, обосновывать стратегию и в целом применять более профессиональный подход. Центробанки одновременно сталкиваются с несколькими трудностями и пытаются решить вопрос рекордно низкой доходности по предпочитаемым традиционным суверенным инструментам. Следствием этого может быть кардинальное изменение похода банков к инвестиционной стратегии.
Обсуждение и отзывы (0)