Мировой валютный фонд указывает на главное роковое последствие, которое имел мировой финансовый кризис, до сих пор скрывавшееся в тени громких, но гораздо менее значимых новостей. В данном случае речь пойдет о глобальных изменениях в психологии долгового рынка, где остается с течением времени все меньше активов, которые могли бы быть оценены инвесторами как действительно надежные. Эта болезнь прогрессирует очень стремительно, а ее катализатором стал европейский долговой кризис.
Как утверждают эксперты Мирового валютного фонда, дефицит таких «тихих гаваней» может стать причиной роста волатильности. Бизнес все чаще будет оставлять одни активы и приобретать новые активы, опасаясь даже возникновения малейшего риска. Также огромной угрозой для финансовой системы является движение капитала на рынке гособлигаций. На основе их доходности также рассчитываются ставки для корпоративных облигаций. Список ненадежных стран все время пополняется. И это с учетом того, что в последнее время никто не говорил о дефолте. Даже Афины, реструктуризация обязательств которых стала причиной запуска механизма CDS, смогли спастись от полного финансового краха.
Подобный дисбаланс между реальностью и психологией поставил рынок в совершенно парадоксальную ситуацию: из-за новых правил регулирования банковского сектора компании должны улучшать качество ценных бумаг на счетах, однако облигаций, которые могли бы действительно считаться надежными, становится со временем все меньше. Поэтому мы и видим уже сегодня фантастически низкую доходность государственных американских бондов или бондов Германии. При этом такие программы, как LTRO, по словам специалистов Международного валютного фонда, только временно способны маскировать проблему.
Согласно оценкам экспертов Международного валютного фонда, в настоящее время объем средств, находящихся в «тихих гаванях», на настоящее время составляет $74,4 триллиона. Эту сумма кажется просто огромной, но она включает не только казначейские векселя, но и MBS, золото и высококачественные корпоративные бонды. Согласно прогнозам, уже к 2016 году количество надежных активов снизится на 16% в том случае, если долговые ставки не изменятся и останутся на том же уровне, что и сейчас.
Мировой валютный фонд предлагает осторожнее вводить новые механизмы, предназначенные для регулирования финансового рынка. Требования к уровню достаточно капитала и залогам не должны в качестве опоры использовать более интенсивное применение низкодоходных государственных долгов. Также можно осуществить реформу, которая заставила бы эмитентов делить с кредиторами потери по долгам или создать такую схему, в которой в качестве залога чаще использовались бы облигации с покрытием. Кроме того, государствам следовало бы справиться со своими долговыми проблемами как можно скорее. В том случае, если Европы и остальные регионы мира не убедят рынок в совей возможности поддерживать фискальную дисциплину, а из-за «Базель III» компании начнут борьбу за надежные долги, тогда мировая экономика снова может оказаться в водовороте кризиса.
Следует отметить, что стремление достигнуть низкой доходности бондов для всех стран мира является справедливым. Именно по этой причине обладатели «тихих гаваней» не спешат с ними расставаться и даже в некоторой степени способствуют возникновения дефицита надежных активов для достижения по собственным бумагам максимально возможного результата. В данном случае в первую очередь речь идет о таких государствах, как Америка. Финансовая система страны выстроена так, что американские бонды остаются все равно привлекательными, несмотря на какие бы то ни было экономические потрясения. Из-за низких долговых ставок Америка имеет возможность наращивать государственный долг с минимальными финансовыми потерями. Мы видим, что даже решение компании Standard&Poors о понижении рейтинга не смогло оказать влияния на кривую доходности. ФРГ и остальные члены «клуба ААА» также отдают предпочтение экономической свободе, которую они получают благодаря дорогим государственным бондам. Напоминаем, что Германия отказывается принимать участие в эмиссии единых европейских долгов, то есть делить свои риски с не такими состоятельными соседями по Евросоюзу. По этой причине активная борьба с нехваткой высококлассных активов падет на плечи тех стран, которые уже оказались в эпицентре кризиса доверия. Но способны ли эти страны изменить психологию рынка?
Обсуждение и отзывы (0)