Дарон Асемоглу, один из ведущих мировых экономистов, обвиняет правительства европейских стран в том, будто они идут на поводу банков и медлят с реструктуризацией долгов. Банки не желают терпеть убытки, поэтому сгущают краски, выставляя реструктуризацию в качестве угрозы для финансовой системы. Но в реальности убытки понесут сами банки, а если быть точнее, то 1% богатейших людей, в то время как реструктуризация может стать средством для оздоровления всей экономики.
Европейская элита, в которую входят высокопоставленные страны зоны Евросоюза, сейчас находится в достаточно сложном положении. Из-за них национальные экономики стран Европы впали в состояние глубокого кризиса. Чиновники не сдержали свои обещания о солидарности, единстве и благополучной жизни, которые были даны во время создания европейской валюты. Хотя, скорее всего, валютный союз сохранится, но для миллионов людей евро будет теперь ассоциироваться с неопределенностью и провалом стабильного экономического роста. Как же такое могло случиться?
Экономики Португалии, Италии и Греции находятся из-за совершенно безграмотной политики в совершенно плачевном состоянии. Теперь эти страны вынуждены повышать налоги и снижать государственные расходы. Без сомнения, такая политика сильно замедлит экономический рост не только проблемных стран, но и всей Европы. И это только часть проблемы. Самой большой сложностью является чрезмерный долг, заставляющий экономики стран Европы придерживаться режима жесткой экономии.
Сложившаяся ситуация напоминает то, что происходило на протяжении последних нескольких лет в Америке, когда многие семьи оказались буквально «раздавлены» непомерно высокими долгами. Тогда сильно упало среднее потребление домохозяйств, которое до сих пор никак не может полностью восстановиться. Но проблема Европы осложняется еще и тем фактом, что кризис суверенного долга сопровождается депрессивных эффектом для всех: инвесторов, потребителей, государственного сектора.
Существует простой путь преодоления чрезмерно большой задолженности: снижение выплат при помощи реструктуризации долга. В Америке многие компании смогли изменить условия договоров с кредиторами, продлевая сроки обязательств и погашения, что позволило занять дополнительные средства для реализации новых проектов. Если стороны не могут реструктуризировать существующий долг самостоятельно и добровольно, тогда фирмы могут использовать закон о банкротстве, в соответствии с которым контролируется реорганизация финансовых обязательств судом.
Казалось бы, то, что помогло американским домохозяйствам, было должно сработать и для европейских стран, но в Европе редко использовали реструктуризацию долга, и началась она слишком поздно. В чем же причина?
Против отмены долговых обязательств в обоих случаях выступают именно банкиры, считающие, что это может стать причиной хаоса на финансовых рынках. Банки являются главными кредиторами. По их мнению, неизбежные потери от реструктуризации могут привести к эффекту домино: среди инвесторов будет расти пессимистичное настроение, резко возрастут процентные ставки и будут наблюдаться другие негативные последствия для заемщиков.
Международные банкиры в случае с Грецией долго и упорно выступали против реструктуризации долга, аргументируя это тем, что она может оказать негативное влияние на экономику всей Еврозоны и даже мировую экономику.
В результате банкиры все-таки были вынуждены принять данную меру. В итоге долг был снижен на 75%. Однако, по мнению экспертов, даже столь значительное сокращение неспособно кардинально изменить сложившуюся в стране ситуацию.
Но, как мы теперь видим, реструктуризация греческого долга не привела к эффекту домино, не говоря о крупномасштабном финансовом коллапсе. Почему же банкиры устроили столько шума? Ответ на этот вопрос достаточно прост: специальные интересы политической элиты и политических групп по всему миру. Даже в том случае, если риск для всей финансовой системы минимален, из-за реструктуризации конкретные банкиры и держатели облигаций терпят значительные убытки. Для банков это может означать потерю миллионов и миллиардов, сокращение штата работников, поэтому вовсе не удивительно, что банкиры и их лобби активно выступали против реструктуризации долга. К примеру, Институт международных финансов, который является известной лоббистской группой крупный банков американского штата Вашингтон, утверждает примерно следующее: помогите нам или вам придется столкнуться с проблемами. Его политическая власть за последние годы возросла до такой степени, что основные американские и европейские политики боятся нарушать интересы банков даже когда нет никаких страшных последствий для экономики.
В настоящее время даже те убытки, которые предназначались банкам, взяло на себя правительство, которое практикует различные формы прямой поддержки, а также рискованные и экстраординарные действия ЕЦБ. В этой сфере объем субсидий является просто ошеломляющим. И если так пойдет и дальше, то он будет лишь возрастать, оказывая, в первую очередь, поддержку образу жизни тому самому 1% богатейших людей мира в богатейших странах.
Греческий дефолт оказался собакой, не способной лаять. Урок, полученный Европой и Америкой, ясен: пришло время уже перестать слушать банкиров и сосредоточить внимание на том, что действительно важно делать. Необходимо переоценить порой слишком искаженную политику финансового секторы для ограничения излишней власти небольшого количества людей над всеми.
Обсуждение и отзывы (0)