Джордж Сорос, всемирно известный инвестор и бизнесмен, в своей статье на Project Syndycate призывает правительства Евросоюза к решительным мерам доя восстановления эффективности экономики зоны евро. Он предлагает начать решение вопроса с налогово-бюджетного договора и не советует лидерам европейских стран слушать только одну Германию.
Вместо того чтобы идти на спад, кризис европейской валюты только усиливается в последние месяцы. Европейский Центробанк смог несколько ослабить с помощью долгосрочного договора об обратном выкупе, согласно которому банки Европы получили более 1 триллиона евро по ставке всего 1%, начавшийся кредитный кризис. Эти меры смогли принести финансовым рынкам значительное облегчение, и оживление, возникшее в результате, смогло на время скрыть глубинное ухудшение, однако мало вероятно, что это долго продлится.
Но так и не были решены фундаментальные противоречия. Более того, продолжает увеличиваться разрыв между странами-должниками и странами-кредиторами. Кредитный кризис вступил в такую фазу, которая, вероятно, является уже менее переменчивой, но потенциально гораздо более смертоносной.
В самом начале кризиса распад Евросоюза казался чем-то немыслимым: обязательства и активы, выраженные в единой валюте, оказались настолько сильно взаимосвязанными, что распад ЕС мог бы привести к неконтролируемому краху. Однако по мере развития кредитного кризиса финансовая система ЕС постепенно стала разделяться по национальным направлениям, и в последние месяцы эта тенденция набрала обороты.
Благодаря долгосрочному обороту об обратном выкупе банки Италии и Испании смогли заняться нерискованными и очень выгодными арбитражными операциями с облигациями своих стран. А льготный режим, который получил европейский Центробанк по греческим облигациям, надолго отобьет всю охоту других инвесторов держать суверенный долг. Если эта тенденция будет продолжаться на протяжении еще нескольких лет, тогда распад зоны евро станет возможным без наступления краха, но у Центробанков стран-кредиторов сохранятся достаточно крупные и крайне сложные для исполнения обязательства Центробанков стран-должников.
Центробанк Германии осознает такую опасность. Сейчас он принимает активное участие в программе против расширения денежной массы, а также начал принимать меры по возможному снижению убытков, который он может понести в случае распада Еврозоны. Все это порождает самоисполняющееся пророчество: когда Центробанк Германии начнет вводить защитные меры от распада, то и всем остальным придется последовать его примеру. И рынки будут это отражать.
Также Центробанк Германии ужесточает условия кредитования внутри страны, что было бы правильно политикой в том случае, если бы Германия была полностью самостоятельной страной, но страны-члены Евросоюза, имеющие крупные задолженности, нуждаются в высоком спросе со стороны Германии для того, чтобы избежать экономического спада.
"Налогово-бюджетный договор" Евросоюза, который был заключен в декабре 2011 года, без этого просто не сможет работать. Страны, имеющие крупную задолженность, либо не будут в состоянии принять необходимые меры, либо, даже если смогут это сделать, не достигнут своих целей, так как обрушивающийся экономический рост станет причиной снижения бюджетных доходов. В любом случае коэффициент задолженности будет увеличиваться, а конкурентный разрыв с ФРГ будет расти.
Сможет ли выжить евро или нет, Евросоюз сейчас переживает достаточно длительный период застоя экономики или даже хуже. Некоторые страны уже имели подобный опыт. К примеру, страны Латинской Америки после 1982 года пережили потерянное десятилетие, а в Японии наблюдается экономический застой уже в течение четверти века, но все эти страны смогли выжить. Дефляционная ловушка долгов способна уничтожить еще не достроенный политический союз.
Существует единственный способ избежать этой ловушки – осознать, что нынешняя политика является совершенно непродуктивной, и изменить курс. Сложно преподнести абсолютно готовый план действий, но стоит отметить три важных наблюдения. Во-первых, правила Евросоюза оказались совершенно неудачными, поэтому их следует радикально изменить. Защита неизменной ситуации, которая является совершенно неэффективной, все только еще больше ухудшает. Во-вторых, сложившаяся ситуация стала чрезвычайно аномальной, поэтому для е нормализации требуются исключительные меры. Кроме того, новые правила должны обязательно учесть естественную нестабильность финансовых рынков.
Для достаточно реалистичности, в качестве отправной точки следует взять существующий налогово-бюджетный договор, который в настоящее время регулирует Евросоюз. Конечно, уже очевидные дефекты договора следует устранить. Данный договор должен учитывать и коммерческие, и финансовые долги, а также в госбюджетах следует различать текущие расходы и окупаемые инвестиции. Во избежание возможного жульничества, то, что оценивается как инвестиции, должно одобряться соответствующим органом Евросоюза. Тогда у Европейского инвестиционного банка появилась бы возможность принимать участие в совместном финансировании инвестиций.
Но, самое важное заключается в том, чтобы изобрести какие-то необычные меры, чтобы вернуться к нормальным условиям. Согласно налогово-бюджетному уставу, государства-члены Евросоюза должны сокращать государственный долг ежегодно на одну двадцатую часть от суммы, на которую долг превышает 60% валового продукта. Страны-члены ЕС должны совместно вознаграждать правильно поведение, принимая данное обязательство. Государства-члены ЕС передали права взимания сеньоража Европейскому Центробанку, и сейчас он зарабатывает примерно 25 миллиардов евро в год.
По независимой оценке Хью Пилла из «Голдман Сакс» и Уиллема Битера из «Ситибанка», права сеньоража стоят около 2-3 триллионов евро, так как по мере возвращения ставок процентов к нормальному уровню и роста экономики они будут приносить все больший доход. Специализированная финансовая структура, которая владеет такими правами, вполне способна использовать Европейский Центробанк для финансирования затрат на покупку облигаций, при этом не нарушая статьи Лиссабонского договора.
В том случае, если какая-нибудь из стран-участниц нарушит налогово-бюджетный договор, тогда она частично или полностью потеряет вознаграждение, и ей придется выплачивать проценты по долгу, который принадлежал специализированной финансовой структуре. Все это способно привести к установлению жесткой налогово-бюджетной дисциплины.
Налогово-бюджетный договор, вознаграждая правильное поведение стран-участниц, перестал бы быть дефляционной ловушкой долгов, поэтому серьезно бы улучшились перспективы. Кроме того, для уменьшения конкурентного разрыва, страны-участники должны иметь возможность рефинансировать существующие долги по одинаковой ставке процента, что потребует большей финансовой интеграции. По этой причине вводить это следует постепенно.
Центробанк Германии не примет такие предложения никогда, но власти Евросоюза должны воспринять их серьезно. Будущее всей еврозоны – это политический вопрос, следовательно, он уже выходит за рамки компетенции немецкого Центробанка.
Обсуждение и отзывы (0)