Вчера [29.01.12] закончил свою работу международный экономический форум в Давосе. Пять дней лидеры стран, министерств, ведомств, международных организаций и крупного бизнеса, всего 2,5 тысячи влиятельнейших людей, объединив усилия, пытались найти ответы на актуальные вопросы нашего времени: Как преодолеть последствия кризиса в современных условиях? Как найти эффективные механизмы предупреждения и преодоления кризисных явлений в условиях глобальной [взаимосвязанной] экономики, в которой ослабление одной структуры бьёт по всей системе!?
Тут припомнили и о ипотечном кризисе США, в результате которого «под нож» пошли коммерческие гиганты – символы финансовой мощи США - Lehman Brothers, Merrill Lynch, AIG и другие банки и страховые, включая промышленные компании. Если к концу 2008-го года в банкротстве оказалось 25 банков США, то к концу 2009-го их число составило 140. Кредитование и обеспечение достаточными финансами крупной промышленности, в частности автопрома, стало крайне труднодоступным, из-за чего американские автогиганты существенно сократили объёмы производств, а General Motors Corp. и вовсе объявили себя банкротами. Аналогичная ситуация сложилась и в других отраслях экономики. В процессе реализации худших ожиданий инвесторов произошёл обвал фондовых рынков, весь 2008-й и начальный 2009-й год. В результате этого компании, на фоне сокращения доступа к финансовым ресурсам банков, не могли получить свободный капитал посредством размещения и реализации ценных бумаг. В итоге экономика испытала сильнейший стресс, и это при условии усиления давления на экономику США Её внешнего долга.
В итоге финансовые и экономические проблемы США достаточно быстро перешли в общемировую проблему и кризис. Спасать ситуацию пришлось Правительствам стран. И первыми отреагировали Центральные Банки, понизив учётные ставки до рекордно низкого уровня. Бюджеты стран влили в проблемные секторы астрономические суммы. В результате чего спасённые компании [и банки] ушли под [временный] государственный контроль. Кто не ушёл, того затаскали в суды кредиторы, либо поглотили более мощные корпорации.
Когда кризисные пики были преодолены, государственные казначейства стали продавать ценные бумаги ранее приобретённых компаний желающим их приобрести, таким образом, постепенно выводя государство из секторов экономики. К слову сказать, в либеральных экономиках Западной Европы и Северной Америки участие государства в бизнес сферах - непопулярно и воспринимается крайне негативно.
Тем не менее, кризис, ослабив западные экономики и переведя их в режим жёсткой экономии, что автоматически сказалось на темпах роста мировой экономики, обнажил и другую крупную проблему Европы – несостоятельность национальных экономик стран Европейского Союза перед лицом собственных суверенных долгов. Чтобы не развалить Европейский Союз и не утратить валюту Евро, политики ЕС весной 2010-го года учредили [по «аналогу» американской программы облегчения проблемных активов, TARP] Европейский Фонд Финансовой Стабильности, который в текущем году должен быть полностью замещён Европейским Стабилизационным Механизмом. Но вокруг вливания в него денег из бюджета стран до сих пор ведутся жёсткие дискуссии. К примеру - Германия уже неоднократно давала понять, что не имеет желания за счёт своих налогоплательщиков вытягивать из кризиса другие страны.
Также одной из мер противодействия дезинтеграционным процессам в ЕС стал вопрос о выпуске единых еврооблигаций [евробондов] на смену суверенным долговым обязательствам отдельных стран ЕС, таким образом гарантии проблемных стран подкреплялись гарантиями всех стран Европейского Союза.
В общем, форум в Давосе, в текущем [2012-м] году довольно сильно был пропитан европейскими проблемами. Не сходили с уст участников Форума вопросы о реформировании финансовой [в т.ч. банковской] системы ЕС и сроках, когда это принесёт свои первые плоды, и главное какие? Что делать с проблемами ликвидности банковской и иной сфер ЕС? Что будет и как быть с Грецией? Как улучшить кооперацию и взаимопонимание внутри стран участниц ЕС? Как кризис в Европе влияет на посткризисную экономику США? Как падение спроса в Европе влияет на темпы роста китайской экономики, и какие из этого предпосылки для всей мировой экономики? Как вообще решать запущенные проблемы с суверенными долгами и т.д.
В целом, среди всех участников было одно понимание, что если допустить суверенные крахи и обвалы в Европейском Союзе, то вторая [более непредсказуемая] волна кризиса моментально явит себя, следовательно «с Европой нужно что-то делать». Т.к. традиционные антикризисные меры не оправдывают себя в современных реалиях и имеются лишь временный эффект.
В целом форум в Давосе прошёл без эксцессов и неожиданностей. Так, Германия, в лице канцлера Ангелы Меркель и министра финансов ФРГ Вольфганга Шойбле, настаивала на формировании внутри ЕС бюджетного союза и усилении единой валюты - Евро, при этом, традиционно высказалась против расширения Европейского Стабилизационного Механизма [размер которого 250 млрд. евро] и выпуска единых евробондов [еврооблигаций].
Равнопротивоположной точки зрения придерживалась Глава МВФ Кристин Лагард, которая настаивала на том, что страны ЕС и участники МВФ должны для преодоления кризиса в зоне Евро использовать все имеющиеся ресурсы, следовательно речь шла о расширении ресурсной базы не только стабфонда ЕС, но и других финансовых организаций, включая МВФ.
Позиция Великобритании оказалась предсказуемой. Англия традиционно высказалась против единой фискальной политики ЕС по части увеличения налогового [на трансакции] давления на банковский [и финансовый] сектор в целом. Рост налогового давления в кризисный период в Лондоне считают лишним, даже вредным. При этом британцы, в лице Дэвида Кэмерона, политику сокращения бюджетных дефицитов считают правильной, крайне нужной. В целом же Британия к интеграционным инициативам ЕС осталась холодной.
Анализируя всё вышесказанное, приходится признать, что европейцы в настоящий период сходятся только в одном, - в перечне проблем, которые требуют решения. Вместе с этим, единого решения проблем, даже взгляда на них – сегодня не существует. А это приводит глав неевропейский государств и ведомств, включая крупных инвесторов, в раздражение, т.к. на Европе завязано многое, и тенденции и состояние Европейской экономики ретранслируются на состояние рынков и экономик вне Европы.
Давос 2012. Глобальные перспективы экономики.
Давос 2012. Глобальный экономический прогноз 2012.
Видео принадлежит © Вести Экономика 2012.
Обсуждение и отзывы (1)
А Украина всё вертела задом. Уж казалось, чего может быть хуже? А нет, может!
Жаль, что Украину форум опять стороной обходит!
А никто особо этим и не удивлен был!