Если говорить о современных войнах, то чаще [и эффективнее] всего они ведутся информационными и экономическими методами, и лишь впоследствии исчерпанности оных вступают в силу «горячие фазы».
Экономический вес, который набрала [благодаря нефтегазовому потенциалу] Россия за последние десять с лишком лет, привели к росту её удельного веса в международной политике. По результатам 2011-го года Россия, как геополитический субъект, по многим показателям сдвинулась существенно вперёд.
Рост удельного веса России по части поставок нефти и газа на рынок Европы пошатнули гегемонию британских и американских компаний, которые в свою очередь имеют приоритет поставок нефти и газа из стран Ближнего Востока. Вместе с уменьшением доли нефтегазовых поставок на рынок Европы, падает экономический и, соответственно, политический вес Британии и США в Европе. Для России всё равно наоборот.
Нефтегазовый потенциал России является её не только сильной стороной, но и «ахиллесовой пятой». И, судя по всему, именно в неё стараются бить заинтересованные стороны.
«Сланцевый бум» и последовавший за этим рекордный обвал цен на газ в США привёл к началу изменения экономических перспектив и расстановки сил в мире.
Если сланцевый бум – это информационный миф, то цель его сотворить временные препятствия для упрочнения гегемонии России на Европейском нефтегазовом рынке, а также добиться снижения стоимости нефтепродуктов с Ближнего Востока.
Если сланцевый бум – реальность, то у России и нефтедобывающих стран Ближнего Востока есть немного времени чтобы подготовиться к грядущим новым экономическим реалиям и потере своих главных конкурентных преимуществ.
Не преувеличивая роль государства в современном мире, отметим, что от успехов российских нефтегазовых компаний на европейском рынке напрямую зависят бюджетные возможности Государства. Т.к. [поскольку] экспортные компании, в частности «Газпром», являются на половину государственными, то и бюджет Российской Федерации наполовину зависит от успехов нефтегазовой отрасли.
Если на мировом нефтегазовом рынке произойдёт обвал цен, подобный тому, который имел место в США, то бюджетные возможности России сократятся минимум вдвое.
Сознавая зависимость Российской экономики от экспорта [и цен] газа, вполне возможно предполагать, что США и Британия начали информационную и демпинговую войну против России, с целью экономической дестабилизации её внутри страны и последующего ослабления её влияния вовне.
С начала 2012-го года США начали колоссальную демпинговую кампанию по обвалу цен на газ.
Цена на газ в США упала до минимального значения за последние 10 лет и составила $ 2,34/МБЕ.
Вместе с этим американские и британские СМИ и финансовые институты начали информационную кампанию, т.е. целевое информационное сопровождение демпинговой кампании США.
Авторитетные финансовые организации как Bank of America и Barclays Capital в своих публикуемых аналитических отчётах стали указывать, что по их оценкам запасы природного газа в США превышают 3 трлн. кубометров, а производственные мощности по добыче существенно превышают объёмы спроса – как результат, существенное падение цен на газ в США неизбежно. Ведущие нефтегазовые компании, такие как ExxonMobil, Royal Dutch Shell, BHP Billiton и другие, стали инвестировать десятки миллиардов в разработку сланцевых источников.
По оценкам ведущих финансовых институтов США объёмы природного газа в Соединённых Штатах превышаю 3,29 трлн. кубометров.
Одновременно с этим, ведущие газетные издания США, в частности Los Angeles Times, трубят во всю об энергетическом возрождении США и о том, что к 2020-му году Соединённые Штаты станут ведущим государством по добыче и производству нефти, выйдя на показатель добычи в 11,1 млн. баррелей/сутки. А к 2035-му году станут энергетически самодостаточной державой. Аналитики Price Futures Group в своих заключениях приходят к тому, что США – это «Новая Саудовская Аравия».
Такого воодушевления и настроений придерживаются не только американские издательства, но и европейские, в особенности британские. Глупо было бы предполагать, что подобного рода массовые публикация не скажутся глобально на отрасли и настроениях в ней.
В России новости об открытии «Новой Саудовской Аравии» встретили скептически, как новую «стратегическую оборонную инициативу 90-х», чего не скажешь про Европу, СМИ которой неустанно видят в увеличении поставок российской нефти и газа не экономические интеграционные процессы, а угрозу своей самобытности.
Немецкое издание Focus озаглавливает свои статьи «Если Путин захочет – Европа замёрзнет», в США The New York Times публикует о том, что «Европа устала зависеть от русского газа», в Британии The Guardian пишут о том, что сланцевый бум пошатнул позиции России в Европе, о потере господства и т.п. Вообще британские СМИ пестрят навязыванием пораженческой позиции российской стороне, что не объективно.
Т.е. можно констатировать, что в какой-то мере в европейских и американских СМИ ведётся антироссийская истерия на фоне позитивных сообщений об неожиданно открывшихся возможностях у США.
Уже априори позиция СМИ стала «общественным мнением», и поскольку европейские политики читают газеты и стараются зарабатывать политические балы на популярных тенденциях, то одним из первых следствий начатой информационной кампании в Европе стали инициированное Еврокомиссией антимонопольное расследование в отношении Газпрома на территории Латвии, Литвы, Эстонии, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Польши и временные санкции в отношении проекта «Северный поток». Одновременно с этим США стали поставлять Европейскому союзу сжиженный газ, который предназначался американцам. В сумме, как пишет британская The Guardian – Газпрому пришлось признать свою цену на газ в Европе завышенной. Следовательно, начатая информационная кампания дала свои первые результаты.
Российская сторона, судя по всему, выводы сделала. Помимо указа Президента РФ «О мерах по защите интересов Российской Федерации при осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности» был принят следующий тактический шаг: чтобы снизить зависимость поставок российского газа от политики, Газпром прибег к прямому заключению договоров с компаниями [BASF, Eni] – прямыми поставщиками газа конечному потребителю на рынке Германии. В ответ на это, как сообщает Süddeutsche Zeitung, официальный Берлин решил подвергнуть достигнутые соглашения юридической ревизии на предмет их внешнеэкономической возможности, и в случае не соответствия оным – ветировать.
Газпром заключил с немецкой BASF миллиардный контракт на прямую поставку российского газа немецким потребителям, на что официальный Берлин ответил официальными расследованиями.
Аналогичная ситуация и с началом строительства «Южного потока». Только теперь в качестве ревизора выступает официальный Брюссель.
Насколько умело Российская Федерация и её компании смогут эффективно вести политические, информационные и демпинговые войны, покажет время. А пока будем бдительны и последуем декартовскому принципу – всё подвергать сомнению [de omnibus dubitandum].
Обсуждение и отзывы (0)